Лабораторная
работа № 4. Обработка таблиц |
||
Если таблица содержит достаточно большое количество данных, то часто возникает потребность отобрать и систематизировать отдельные данные по определенному признаку или набору признаков. Например, может потребоваться узнать сколько в созданной ранее таблице зафиксировано проданных товаров предприятию Альтаир за 4 и 5 июля и на какую сумму, или мы захотим систематизировать проданные товары по каждому предприятию в отдельности с простановкой сумм по каждому из них и общей суммой продаж. Таких потребностей может накопиться множество, и хотелось бы чтобы результат можно было получить быстро и в удобном виде. Excel имеет такие возможности. Они и являются темой настоящей работы. Запустите Excel и откройте созданную на прошлой лабораторной работе книгу Продажи.xls. 4.1. Простой отбор данных Сначала решим простую задачу. Показать в таблице только те товары, которые проданы предприятию Альтаир.Выделите таблицу и закладке Данные
щелкните на кнопке Фильтр Щелкните по ярлычку в ячейке Покупатель. Распахнется список, показанный на рис. 4.1. Этот список содержит наименования всех введенных нами покупателей и позволяет сделать выбор нужных нам покупателей. Щелкните в строку Выделить все чтобы снять отметки со всех отмеченных покупателей. Затем поставьте галочку в строку Альтаир, как показано на рис. 4.1. Нажмите кнопку ОК.
|
||
Будет произведена фильтрация покупателей по полю Покупатель, для значения Альтаир. Результат фильтрации показан на рис. 4.2. В таблице показаны только те товары, которые проданы покупателю Альтаир. |
|
||
Снова выделите всех
покупателей.
|
4.2. Сложный отбор данных
Предположим, потребовалось отфильтровать из таблицы покупателей Берег и Сибтяжмаш, которые купили товары по цене от 70 до 100 руб. А поле Покупатель выберите этих покупателей. В поле Цена выберите Числовые фильтры/между. В открывшемся окне установите данные, как показано на рис. 4.3. |
|
|||||||||||||||||||||||||
4.3. Итоги по группам Предположим, что теперь нам захотелось “подбить” суммарные итоги покупок по каждому покупателю в отдельности и получить общий итог. Если установлен режим фильтра, то снимите его кнопкой Фильтр. Теперь в таблице должны быть видны все проданные товары.Выделите все строки, кроме первой и последней. Отсортируйте диапазон по полю Покупатель в алфавитном порядке. Далее выполните команду Промежуточные итоги. Появится окно, показанное на рис. 4.5. Установите параметры так, как показано в этом окне и нажмите кнопку ОК.
Теперь таблица (см. рис. 4.6 ) предстанет в довольно сложном на первый взгляд виде. Однако спустя короткое время Вы станете хорошо понимать новую разметку таблицы. |
|||||||||||||||||||||||||
Чтобы понять что собой представляет сводная таблица, рассмотрим такую задачу. По данным таблицы нужно сформировать новую таблицу, в левом столбце которой были бы перечислены проданные товары, в заголовке столбцов – даты их продажи, а в самой таблице – суммарные стоимости по каждому товару и каждой дате. Средствами Excel эта задача решается очень просто. Выделите всю таблицу кроме первой строки и выполните команду Вставка/Сводная таблица. Далее нужно подтвердить выбранный диапазон ячеек таблицы и что сводную таблицу следует создать на новом листе (рис. 4.7).
После закрытия этого окна появится новое окно, фрагмент которого показан на рис. 4.8. |
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Сводная таблица может содержать данные по нескольким полям. В качестве примера на рис. 4.10 приведена таблица для сводных данных по полю Стоимость и полю НДС. Для ее создания нужно просто перетащить еще одно наименование в центр сводной таблицы. Если после приобретения этих знаний Вы расскажете о “волшебных” способностях Excel своим родителям и если они работают бухгалтером (счетоводом, замдекана, агрономом, завскладом и т. д.), то им, наверняка, это понравится и, не исключено, что они захотят приспособить (если еще не приспособили) эту “умную” программу для своих профессиональных нужд.
|
|||||||||||||||||||||||||
Вопросы
к отчету о лабораторной работе № 4
|
|||||||||||||||||||||||||