ИНФОРМАТИКА
Коднянко В.А.

Лабораторный практикум
К содержанию
 

Лабораторная работа № 6.
Работа с листами книги

В одной cxel-книге может быть любое число листов. В новой книге их всего три. Они имеют наименования Лист1, Лист2, Лист3 . Наименования находятся в нижней части окна, они надписаны на ярлычках. Нужный лист активизируется щелчком по ярлычку. Если листов много, то часть ярлычков скрыта. Чтобы найти скрытый ярлычок нужно использовать кнопки листания, которые расположены слева от ярлычков: первая (левая) кнопка покажет (щелчком) первый лист, вторая листает к началу, третья – к концу, четвертая сразу покажет последний лист.

6.1. Переименование листов

Создайте кнопкой Создать новую книгу и сохраните ее в своей папке под именем Консолидация.xls.

Щелкните правой клавишей маши по ярлычку листа Лист1, в контекстном меню щелкните по строке Переименовать. Наименование выделилось инверсным (обратным) цветом, т. е. подложка стала черной, а надпись белой. Это же можно было сделать быстрее – двойным щелчком по наименованию. Щелкните по наименованию. В нем появится клавиатурный курсор. Введите вместо старого наименования слово Январь. Точно также замените наименования двух оставшихся листов на Февраль и Март.

6.2. Добавление новых листов

Щелкните правой клавишей по любому из ярлычков и выполните команду Добавить. Будет добавлен новый лист. Переименованием дайте ему новое имя 1 квартал . Чтобы лист встал в конец книги, ухватите его за ярлычок и перетащите на место справа от листа Март. Теперь книга содержит четыре листа с новыми наименованиями. Щелкните по кнопке Сохранить, чтобы зафиксировать изменения в книге.

6.3. Создание и копирование таблиц на другие листы

Щелкните по ярлычку листа Январь и введите начиная с ячейки B2 таблицу, показанную на рис. 6.1. Аналогично на листах Февраль и Март введите таблицы, показанные на рис. 6.2 и 6.3.

Если Вы собираетесь терпеливо вводить данные в каждую ячейку с клавиатуры, то приготовьтесь к тому, что это займет много времени.

Выполнить эту работу можно значительно быстрее. Первый столбец таблицы выплат за январь можно ввести Автозаполнением. Введите номера 1 и 2, а остальные числа добавьте автозаполнением. Заголовки, надписи, фамилии и числа столбца Суммы придется ввести вручную. А вот весь столбец налогов и итоговые суммы можно быстро рассчитать автоматически. Сделайте это без подсказок. Для этого у Вас есть знания, а в таблице все необходимые данные для автоматических расчетов.

Не забудьте разметить таблицу линиями, название месяца выделите красным цветом, выполните автоподбор ширины столбцов.

Рис. 6.1. Таблица листа Январь

Рис. 6.2. Таблица листа Февраль

Рис. 6.3. Таблица листа Март

Еще проще можно создать таблицы рис. 6.2 и 6.3. Видно, что эти таблицы отличаются от первой только числами и названием месяца, поэтому проще выполнить создание этих таблиц копированием созданной на листе Январь таблицы на листы Февраль и Март и исправлением скопированных чисел в столбце Сумма.

6.4. Консолидация данных

Консолидацией называется сведение данных из нескольких таблиц в одну итоговую таблицу.

Предположим, необходимо свети в таблицу на листе 1 квартал общую сумму выплат и налогов за январь, февраль и март.

Чтобы создать такую таблицу скопируйте с любого другого листа таблицу на этот лист и уберите из таблицы-копии числовые данные. Для этого выделите диапазон и нажмите клавишу Delete.

Находясь на листе 1 квартал, щелкните на верхней левой пустой числовой ячейке и выполните команду Консолидация , которая находится на закладке Данные. Появится окно, показанное на рис. 6.4.

Рис. 6.4. Окно консолидации данных

Установите в нем галочку напротив опции Создавать связи с исходными данными. Это нужно для того, чтобы изменения в исходных данных автоматически отражались в консолидированной таблице.

Теперь нужно указать как консолидировать данные. Выберите в списке Функция: значение Сумма. Это значит, что собираемые в таблицу данные нужно суммировать.

Теперь нужно указать что следует консолидировать. Перейдите на Лист 1 и выделите числовую область таблицы января. При этом окно консолидации будет оставаться поверх окна Excel. Щелкните на кнопке Добавить. При этом в списке диапазонов появится первая строка. Далее проделайте аналогичную процедуру с таблицами февраля и марта. В результате в списке диапазонов будет размещено 3 строки (по одной на каждую таблицу января, февраля и марта). Теперь закройте окно консолидации кнопкой ОК. Таблица консолидации заполнится нужными суммами и примет вид, показанный на рис. 6.5.

Измените какие-нибудь в данные в таблицах выплат по месяцам. Проверьте, отразились ли эти изменения в консолидированной таблице.

Обратите внимание, что слева от консолидированной таблицы появились знакомые нам по работе с итогами столбцы. Они позволяют распахнуть таблицу с тем, чтобы можно было увидеть данные, из которых сформирована консолидированная таблица. Нажмите кнопки управления консолидированной таблицей, сравните данные с помесячными данными и убедитесь в том, что консолидирующие данные назначены правильно.

Рис. 6.5. Консолидированная таблица

Если щелкнуть на кнопках Consolid+.png (399 bytes), которые расположены слева от таблицы, то можно распахнуть исходные данные, использованные при консолидации.

Рис. 6.6. Распахнутая  таблица консолидации

Эти данные взяты с первых трех листов книги.

Задание к отчету по лабораторной работе № 6

  1. Добавьте в книгу листы Апрель, Май, Июнь. Заполните их таблицы новыми данными с учетом того, что налог с 1 апреля изменился и стал равен 10 %. Кроме того, с 1 мая в таблицах появились сведения о новом работнике по фамилии Лазарев Н.Л.
  2. Создайте консолидированную таблицу 2 кваратал.
  3. Создайте консолидированную таблицу 1 полугодие.

К содержанию